Главная Экономика Противодействие «отмывочной» деятельности: в поисках альтернатив ФАТФ

Противодействие «отмывочной» деятельности: в поисках альтернатив ФАТФ

от admin

В списках организации по противодействию трансграничному криминалу отсутствуют подконтрольные западным странам офшорные зоны

Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force, ФАТФ) на днях включила Алжир, Анголу, Кот-д’Ивуар и Ливан в так называемый «серый список» – перечень юрисдикций, находящихся под усиленным мониторингом этой организации. Статус России вне списков ФАТФ остался прежним, хотя ранее её членство в ФАТФ было приостановлено, равно как и заблокировано взаимодействие по линии финансовых разведок (группа «Эгмонт» со штаб-квартирой в Канаде), о чём упоминается реже. По словам министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева, в Москве считают неприемлемой политизацию международных механизмов кооперации из-за необоснованных и политически мотивированных амбиций, и решение ФАТФ о приостановке членства никак юридически не обосновано. Комментируя решение сохранить статус России, в Росфинмониторинге отметили, что российская антиотмывочная система соответствует международным стандартам:

«Это подтвердила оценка ФАТФ в 2019 году и оценка, проведенная международными экспертами в 2023 году. Россия продолжает оставаться активным членом глобальной сети ФАТФ, добросовестно выполняя обязательства по сотрудничеству в области противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

ФАФТ оставила без изменений список высокорискованных юрисдикций пресловутый «чёрный список», в который входят КНДР, Иран и Мьянма.

Противодействие «отмывочной» деятельности: в поисках альтернатив ФАТФ

В «сером списке» оставлены Алжир, Ангола, Болгария, Буркина-Фасо, Вьетнам, Венесуэла, Гаити, ДР Конго, Йемен, Камерун, Кения, Кот-д’Ивуар, Ливан, Мали, Мозамбик, Монако, Намибия, Нигерия, Южный Судан, Сирия, Танзания, Филиппины, Хорватия и ЮАР. 

Заметим, длительное пребывание в списках финансово неблагонадёжных государств даёт «зелёный свет» для введения против них финансовых и торговых санкций.

Нетрудно заметить, что в данный реестр входят почти все страны-участницы зон западно- и центральноафриканского франков, регулируемых бывшей метрополией (исключен из «серой» группы только Сенегал). С учетом известных событий в Западной и Центральной Африке, приведших к ослаблению экономического и военно-политического присутствия Франции в этих регионах, через ФАТФ, скорее всего, усиливается давление на эти страны, в том числе и на те, которые недавно «распрощались» с Парижем политически. Не выходя пока из «французских» валютных зон, где ФАТФ не фиксировала отмывочных и смежных с ними финансовых операций, Мали, Буркина-Фасо вместе с Нигером провозгласили в 2023 г. создание «Альянса государств Сахеля».

Кроме того, в «сером» списке фигурируют почти все страны-участницы Экономического сообщества Центральной Африки (ЭСЦА), планирующего создать зону свободной торговли с Россией и Евразийским экономическим союзом, о чём в середине июня 2023 г. в Москве велись предварительные переговоры с Евразийской экономической комиссией.

Невозможно не заметить и то, что решение ФАТФ косвенно, если не напрямую поощряет введение санкций против многих участников «серого» списка, задумывающихся об участии в БРИКС (Алжир, Ангола, Вьетнам, Венесуэла, Нигерия, Сирия, Южный Судан), если их пребывание в этом списке сохранится. 

Не менее показательно и «блистательное» отсутствие в списках ФАТФ многочисленных традиционных офшорных центров на зарубежных территориях США, Великобритании, Нидерландов. Между тем ни для кого, в том числе и для ФАТФ, не секрет, что именно через эти центры ежегодно проходит львиная доля отмывочных и смежных операций (1). 

Противодействие «отмывочной» деятельности: в поисках альтернатив ФАТФ

По информации Transparency International UK, анонимность офшоров, расположенных в заморских территориях Соединённого Королевства, «привлекает коррупционеров со всего мира. Вероятно, британские власти не хотят терять такой источник притока капитала, который подпитывает их рынок недвижимости». Впрочем, «самым привлекательным для сокрытия доходов и их легализации среди развитых стран стоит считать рынок США. В этой стране законодательство настолько щадящее, что власти порой не требуют даже предоставления сведений о конечных бенефициарах, из-за чего борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма становится крайне затруднительной». Внедряя различные замысловатые схемы противодействия отмыванию денег и ухода от налогов через принятие новых законов, затрудняющих вывод средств в офшоры, американцы «пытаются сохранить привлекательность своей страны для иностранного (хоть и незаконно полученного) капитала, одновременно предотвратив отток капитала из своей страны».

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Доля же сомнительных, означенных через те же офшоры, оценивается ежегодно минимум в 25% по британским, а в целом по заморским офшорам вышеупомянутой тройки стран – минимум в половину от общемирового объёма данных операций… Уже только одно это обстоятельство свидетельствует в лучшем случае о явно размытом характере критериев в причислении тех или иных стран к «чёрному» и «серому» спискам ФАТФ, учреждённой, напомним, в 1989 году по инициативе стран Группы семи (G7).

По словам французского экономиста, научного руководителя парижской Высшей школы социальных наук Жака Сапира, гипотетическое внесение России в «чёрный список» ФАТФ дискредитировало бы эту организацию вплоть до угрозы её распада: «FATF ни в коем случае не должна быть политизирована. Мир нуждается в этой организации, но при условии, что она опирается на факты, а не на идеологию и политику».

Вероятность использования ФАТФ в качестве инструмента давления на Россию и её партнёров по БРИКС актуализирует поиск возможных альтернатив. Так, Генеральная прокуратура РФ подготовила проект многостороннего соглашения стран БРИКС о взаимодействии прокурорских служб по возврату из-за рубежа активов преступного происхождения, рассказал на полях прокурорского саммита G-20 в Рио-де-Жанейро глава ведомства Игорь Краснов, проведший двусторонние встречи с коллегами из Бразилии, ЮАР, Египта и Индии,  с генпрокурором Сингапура. По словам Краснова, проведенный в мае в Санкт-Петербурге экспертный семинар по вопросам возврата из-за рубежа преступных активов продемонстрировал высокую заинтересованность всех коллег по БРИКС в совершенствовании этой работы.

Предложенный российской стороной проект документа может стать основой для создания альтернативной ФАТФ структуры, но уже в рамках БРИКС, что станет важным элементом в формируемой странами мирового большинства системе политико-экономических взаимосвязей. Сообщается, что он уже получил одобрение со стороны правоохранительных ведомств ряда партнёров по БРИКС и претендентов на членство в объединении. Как отмечает , «введение стандартов, по которым к преступным доходам и финансированию терроризма будут отнесены действия США их союзников по поддержке незаконных режимов и обеспечение боевых операций против мирного населения, позволят выявлять и арестовывать транзакции в пределах компетенции БРИКС». 

Конечно, пока это далёкая перспектива, но на любом пути всегда важен первый шаг.

Примечание

(1) Офшорные операции издавна легализованы также в штате Делавэр, в ряде районов 15 других штатов США; на о-вах Нормандских и Мэн вблизи Великобритании, в шести районах Нидерландов.

Вам также может понравиться